Общение
Общение - важнейшая потребность человека. Любой человек нуждается в общении.
Больной человек - особенно. Для него доброжелательное, предупредительное, тактичное
и чуткое общение имеет огромное значение. Общение может способствовать выздоровлению
или улучшению состояния больного, а может стать причиной ухудшения состояния
или даже смерти больного.
Составляющие общения
Одно из важнейших значений общения - это обмен информацией между людьми.
Выделяют пять основных составляющих информационного общения:
- передающий сообщение;
- информация;
- способ передачи информации;
- принимающий сообщение;
- ответ.
Факторы, облегчающие общение
- Благорасположенность собеседников друг к другу.
- Взаимопонимание между ними.
- Достаточное время на общение.
- Умение говорить ясно и лаконично, не отклоняясь от темы.
Умение слушать
Нет ничего важнее умения слушать своего собеседника. Слушать - значит воспринимать
и пропускать через себя. Умение слушать включает:
- восприятие информации;
- восприятие чувств;
- сочувствие к собеседнику;
- анализ.
Слушайте больного внимательно, не перебивая. При необходимости делайте наводящие
замечания: "Вы чем-то опечалены сегодня", "Кажется, случилось что-то серьезное",
"Вы, кажется, хотите сказать, что…" и т.п.
Качества ухаживающего
Ухаживающий человек должен обладать следующими качествами и проявлять их по
отношению к больному:
- милосердие;
- благожелательность;
- способность к сопереживанию;
- заботливость;
- уважительное отношение к больному;
- обеспокоенность судьбой больного;
- ответственность;
- доверие к больному;
- чуткость;
- внимательность;
- проницательность;
- добросовестность
Устное общение
Устное общение состоит из двух важных элементов: что Вы говорите и как Вы это
говорите. Эффективное устное общение является таковым в том случае, если у Вас
имеется полезная информация, Вы говорите отчетливо и четко излагаете свои мысли.
Принципы общения
Когда Вы разговариваете с человеком, находящимся на Вашем попечении, используйте
следующие принципы общения:
- Создайте комфортную и не отвлекающую внимание больного обстановку.
- До того, как начать говорить, привлеките внимание опекаемого. Если человек
чем-то занят, а Ваше сообщение не является срочным, лучше всего на некоторое
время отложить разговор с ним.
- Говорите доступным языком. Используйте понятные для больного слова.
- При общении с подопечным не злоупотребляйте медицинской терминологией. Поскольку
некоторые люди стесняются обращаться за разъяснением, сообщение может остаться
непонятым.
- Давайте только четкие инструкции.
- Избегайте двусмысленностей.
- Не обещайте невозможного.
- Поясняйте свои действия, чтобы его участие в лечении и уходе было осознанным.
- Убедитесь, правильно ли Вас понял больной.
- Выбирайте нужную громкость. Говорите достаточно громко для того, чтобы Вас
слышали, но не кричите. Громкость, с которой Вам следует говорить, зависит
от того, насколько хорошо слышит больной, насколько шумно вокруг Вас, и от
того, обсуждаете ли Вы информацию личного порядка.
- Если Ваш собеседник Вас плохо слышит, подойдите к нему поближе.
- Говорите медленно, четко выговаривая слова. Говорите достаточно медленно
для того, чтобы четко передать свои мысли и дать больному время услышать и
обдумать информацию, а также дать ему возможность как-то отреагировать на
Ваши слова или задать вопрос.
- Следите за интонацией Вашего голоса. Прислушивайтесь к интонации собственной
речи и следите за тем, чтобы эта интонация соответствовала тому, что Вы пытаетесь
сказать. Иногда, когда Вы куда-то торопитесь или Ваши мысли заняты чем-то
другим, Вы произносите слова тоном, который не подходит для данной ситуации.
Например, если Вы думаете о неприятном разговоре, который произошел у Вас
сегодня с водителем автобуса, Ваше раздражение может отразиться на тоне беседы
с вашим подопечным.
- Не бойтесь повторяться.
- Проверьте, правильно ли больной Вас понял. Попросите его повторить наиболее
важные вещи из Вашего сообщения. В случае если больной Вас плохо понял, Вам
придется передать сообщение еще раз, но в измененном виде.
- Определите, не осталось ли у больного неразрешенных вопросов.
Письменное общение
В процессе ухода за больным Вы иногда пишете ему записки - напоминания. До
того, как писать записку, убедитесь, сможет ли он ее прочитать, в т.ч. потому
что он может плохо видеть из-за слабого зрения. Чтобы узнать, как хорошо умеет
читать Ваш подопечный, и чтобы не ранить его самолюбия, поговорите об этом с
ним или членами его семьи.
При общении в письменном виде используйте следующие приемы:
- Пишите аккуратно. Если у Вас плохой почерк, пишите печатными буквами.
- Выбирайте правильный размер и цвет букв. Если Вы пишете записку человеку
со слабым зрением, пишите на белой бумаге крупными буквами, используя черную,
темно-синюю ручку или фломастер.
- Рисуйте картинки. Иногда человеку, не умеющему читать, картинка может сказать
больше, чем слова.
- Выбирайте простые слова. Если Вы хотите, чтобы Ваше сообщение достигло цели,
используйте самые простые слова.
- Будьте точны. Если Вы называете время, не забудьте указать, вечер это или
утро.
- Будьте внимательны. Проверьте, включили ли Вы в памятку всю нужную информацию.
- Пишите слова грамотно. Если Вы не уверены в правильности написания того
или иного слова, проверьте это слово по словарю.
- Подписывайте сообщение. В конце Вашей памятки всегда ставьте подпись, чтобы
было понятно, кто её написал.
- Проверяйте Ваше сообщение. До того, как отправить памятку по назначению,
проверьте, не допустили ли Вы в ней ошибок.
Информация и поддержка: © Свято-Димитриевское училище сестер милосердия, Круглый стол по религиозному образованию и диаконии, Информационно-образовательный центр "Соучастие"
|